Норвежские ученые узнали, что на интеллектуальное развитие малыша оказывает влияние соц роль в семье, а не порядок рождения сам по для себя. Старший ребенок в семье (либо тот, с кем обращаются как со старшим) в большинстве случаев имеет более высочайший коэффициент интеллектуального развития, по сопоставлению с младшими братьями и сестрами.
Данный факт уже был известен, но не было ясно, какие предпосылки лежат в его базе, био либо социальные.
Одни специалисты считали, что все дело в соц факторах, к примеру, до того, как рождается последующий ребенок, старший брат либо сестра получает больше внимания, что содействует его умственному развитию.
Имеет значение и то, что старшему ребенку приходится в некий степени становиться наставником и учителем для младшего малыша.
По другой догадке, при повторных беременностях в организме мамы увеличивается содержание антител, которые могут оказывать влияние на развитие мозга плода.
Petter Kristensen (Институт Осло, Норвегия) и его коллеги провели исследование, которое обосновывает, что конкретно соц роль старших детей в семье способствует их интеллектуальному развитию. Для этого они обследовали детей, у каких порядковый номер рождения не совпадал с социальной ролью в семье (например, если старший ребенок умер).
Если б на интеллект влияли только биологические причины, тогда дети, рожденные вторыми, но, в силу обстоятельств, занявшие в семье социальную роль старших детей, в среднем имели бы такой же коэффициент интеллектуального развития, как вторые дети. Ученые обнаружили, что это не так.
Они проанализировали информацию, касающуюся почти 250 000 призывников. Был известен порядковый номер рождения каждого юноши и его коэффициент интеллектуального развития (IQ).
Авторы исследования использовали метод линейной регрессии, при всем этом учитывались факторы, влияющие на умственное развитие. В среднем, у юношей, которые были старшими в семье по порядку рождения или по социальной роли, IQ был на 2,3 балла выше, чем у тех, кто был вторым ребенком в семье по порядку рождения или по социальной роли.
При всем этом второй ребенок в семье был развит лучше, чем третий и т.д.
Когда ученые повторили анализ, не учитывая социальную роль ребенка, существенных различий в IQ не оказалось.
Это значит, что именно социальная роль, а не порядок рождения дает ребенку интеллектуальное преимущество.
Petter Kristensen, который сам родился вторым, говорит, что результаты стали для него неожиданностью, ведь известно, что у старших детей в семье обычно хуже здоровье.
Автор не советует воспринимать результаты исследования чересчур серьезно, так как иметь высокий интеллект и уметь им правильно пользоваться – это совершенно разные вещи. Даже если IQ ребенка на пару баллов ниже, чем у старшего брата или сестры, любопытство, воображение, и то, что называют «эмоциональным интеллектом», поможет ему добиться успеха. Например, Чарльз Дарвин был пятым ребенком в семье из шести детей, в университете учился не очень прилежно, но неиссякаемое любопытство привело его к созданию знаменитой теории эволюционного развития.
Источник:
|