Езда без радикулита
Отом, как уберечь свое тело от перегрузок за рулем, ведает практикующий терапевт Александр Александрович Очерет - О чем сначала необходимо позаботиться женщине-водителю?
- О своем скелете. Дело в том, что в положении сидя позвоночник испытывает наибольшие нагрузки. На него падает вес практически всего тела (даже, как это ни покажется странноватым, тех частей, что ниже пояса).
Для того чтоб избежать вялости, травм, патологии, необходимо сначала верно посиживать.
- Есть такое представление: если посиживать комфортно, означает - все отлично, все верно... Какова по сути верная посадка?
- Естественно, человек подсознательно ощущает, что для него отлично, а что плохо. Но это может быть и сравнительное, скомпенсированное удобство, когда после неверной он воспринимает чуток более комфортную (но все таки некорректную) позу. Так как позвоночник имеет физиологические извивы, сидение должно этим извивам потворствовать. Спинка кресла на уровне лопаток должна быть вроде бы провалена. Поясничный отдел, напротив, необходимо подпирать подушечкой. Потому на большинстве зарубежных автомобилей предусмотрен так называемый поясничный валик, который компенсирует это сглаживание. Если его нет, надо купить специальную подушечку под поясницу, выполненную с учетом анатомии позвоночника. Очень недорогие и хорошего качества такие подушки выпускает американская фирма Champion. Желательно, если такая подушка будет к тому же опоясывать туловище, давая поддержку его боковым поверхностям и препятствуя перемещению во время виражей.
Хорошее автомобильное кресло, конечно, обязано иметь подголовник. Он служит для предотвращения хлыстовой травмы (при ударе в машину сзади); даже если подголовника нету на машине - надо купить и поставить. Отдельно надо сказать о подушке сиденья - она должна быть жесткой. В хорошем автомобиле, помимо регулировок кресла, есть регулировка рулевого колеса. Люди ведь все разного роста: мужчина сделает сиденье пониже (чтобы не биться головой о крышу), женщина - повыше. И если сиденье можно поднимать-опускать, то и руль тоже надо регулировать вверх-вниз.
- Каковы основные черты женской посадки?
- Женщина обычно водит более... испуганно, я бы сказал. Она старается сесть ближе к рулю, к ветровому стеклу. Женщина часто озирается по сторонам, буквально лежит грудью на руле. Это обусловлено, конечно, и физиологией: у женщины короче руки, короче ноги. Если она сядет за руль машины, настроенной под мужчину даже одного с ней роста, ей придется подвинуть кресло вперед.
- Есть ли какие-то плюсы у близкой посадки?
- На мой взгляд, никаких. Если человек сидит, растопырив локти, задевая при всем этом (особенно в маленькой, женской машине) дверь и соседа, - его руки устают, устает и плечевой пояс.
Поэтому женщине в автомобиле не нужно думать, что, чем больше она наклоняется к ветровому стеклу, тем больше видит. Я бы советовал сидеть подальше, так, чтобы руки были вытянуты или почти вытянуты. На современном автомобиле (с маленьким рулем, не требующим приложения больших усилий) руки устают меньше, если они вытянуты, а не свисают. И, кроме того, при резких торможениях или даже столкновениях выпрямленные руки более безопасны.
- Как проверить правильность посадки?
- Вы садитесь в кресло и откидываетесь назад. При всем этом каждая часть тела должна вроде бы лечь в свой футляр. Голова (или шея) - на шейный валик, спина - в спинное углубление, поясница - на поясничную подушку; бедра при всем этом не должны сползать вперед. Вес тела не должен падать на какую-то одну его часть. Естественно, когда вы тронетесь с места, вы не останетесь в этой позе, а чуть подадитесь вперед. Но на трассе, когда не надо вертеть головой, я себе позволяю откинуться в кресло и, держа двумя пальчиками руль, просто отдохнуть...
Маша Жукова