Не так издавна ученые Европы и США выпустили перечень из 20 товаров, помогающих продлить юность. В числе фаворитов - кофе.
Но, врачи обычно рекомендовали осторожно относиться к этому благоуханному катализатору и допингу, считая его небезопасным для сердца и сосудов. Не считая того, кофе способен вызывать зависимость сродни наркотической.
В принципе эти нехорошие эффекты никто не опроверг. Но последние 15 лет ученые серьезно изучали этот напиток и "отмыли" темный кофе. Вот открытия, изготовленные ими не так давно:
1. Дамы после сорока, выпивающие более 4 чашек кофе в денек, на 40% пореже заболевают раком груди. А если они в особенности предрасположены к этой заболевания (им по наследию достался особенный ген BRCA1, делающий этот рак практически неминуемым), то 6 каждодневных чашечек кофе сокращали риск ее развития втрое.
2. Кофе понижает риск развития рака печени практически вдвое.
3. Препятствует развитию рака кожи и толстого кишечного тракта, а у дам к тому же яичников.
4. Предутверждает развитие диабета и заболевания Паркинсона.
Но все-же поставить кофе в ряд совершенно точно нужных товаров навряд ли получится. Самые жестокие споры ведутся по двум дилеммам: кофе и сердечно-сосудистая система и кофе и беременность. Временами возникают анонсы о том, что точка в этих спорах поставлена: кофе не увеличивает давление, не содействует развитию болезней сердца и не увеличивает риск выкидышей у беременных. Но не все так просто.
"На данный момент уже ясно, что риск этих осложнений находится в зависимости от персональной реакции на кофеин, - гласит Александр Миллер, врач-диетолог и кандидат мед наук. - У каждого из нас есть ген с очень сложным заглавием CYP1A2. Он кодирует синтез фермента, играющего самую важную роль в обмене веществ. Фермент участвует в синтезе холестерина и половых гормонов, разрушает многие лекарства, канцерогены, токсические вещества и... кофеин. У одних этот фермент бывает сильным, и он стремительно разрушает кофеин, у других - слабеньким, и он делает это медлительно. Итак вот у последних кофе все-таки увеличивает риск инфарктов, а у беременных - выкидышей. Но нет худа без добра! Обладателей медленного фермента кофе лучше защищает от рака. Вот такой парадокс. Кофе - очень противоречивый напиток. Как узнать, какой вариант фермента у вас? На Западе это просто: любой может купить специальный диагностикум, потереть зубной щеткой за щекой, положить все это в пробирку и отправить в лабораторию, оттуда пришлют результат и рекомендации".
Обладателям медленного фермента сообщают, что:
1. Умеренное потребление 200-300 миллиграмм кофеина (2-3 чашки кофе в день) увеличивает риск несмертельного инфаркта.
2. Люди моложе 59 лет, выпивающие более 4 чашек в день, увеличивают риск развития несмертельного инфаркта почти в 4 раза по сравнению с теми, кто пьет по 1 чашке в день.
3. Женщины, выпивающие 2-3 чашки в день, увеличивают риск выкидышей и бесплодия.
Обладателям быстрого фермента сообщат, что 4 и поболее чашек кофе не увеличивают у них риск этих состояний.
Кроме кофеина в кофе обнаружены полезнейшие вещества - антиоксиданты. Как известно, они защищают нас от заболеваний сердца, рака и старения. В США даже подсчитали, что кофе является главным ом антиоксидантов в питании американцев: с ним они получают почти треть этих веществ.
Вот такая, довольно непрочная, репутация у напитка, хотя, по сути, его вполне можно назвать и лекарством, и легким стимулятором, и даже антидепрессантом. На сей день специалисты называют минимум 11 полезных свойств кофе.
1. Удивительно, но факт: кофе неплохо сочетается с алкоголем. В том смысле, что ученые доказали: любители спиртных напитков, регулярно употребляющие кофе, в меньшей степени рискуют заполучить цирроз печени. Конечно, для того, чтобы не заболеть, проще бросить пить. Но с наукой не спорят.
2. Кофеин снижает риск рака кожи. Лосьоны для тела с содержанием кофеина из кофейных зерен и зеленого чая предотвращают образование злокачественных опухолей.
3. Ученые выяснили, что одна-две чашки кофе в день повышают настроение и общее самочувствие. За это нужно благодарить допамин - вещество, которое, как считает ученые, ответственно и за наше привыкание к кофейному напитку. Но не увлекайтесь. То же исследование показало, что те, кто выпивает более 2 чашек кофе в день, рискуют узнать, что такое приступы панической атаки.
3. Исследование, продлившееся около 30 лет, подтвердило, что у тех, кто не любит пить кофе, риск заболеть болезнью Паркинсона гораздо выше, чем у кофеманов.
4. Пресловутые антиоксиданты, о пользе которых трубят все диетологи и приверженцы правильного питания, оказывается, в большом количестве содержатся в кофе.
5. После изматывающих занятий в спортзале чашечка кофе устраняет боль в мышцах. Исследования подтверждают, что кофе существенно уменьшает боль в мышцах и действует эффективнее аспирина.
6. Развенчан и миф о том, что от кофе нарушается сердечная деятельность. Очередное исследование подтвердило, что 4-5 чашек в кофе в день сделают вас менее уязвимым к различного рода сердечно-сосудистым заболеваниям.
7. Тем, про кого говорят, что у них "девичья память", тоже не помешают несколько чашек кофе в день: ученые утверждают, что кофе улучшает кратковременную память. Возможно, все дело в стимулирующем эффекте, который кофе оказывает на организм.
8. Женщинам - любительницам кофе не стоит беспокоиться за свою память в приклонном возрасте. Всего три чашки в день, и женщины, перешагнувшие 60-летний рубеж, будут меньше страдать от потери памяти и ухудшение когнитивной функции.
9. Кофеин не вызывает гипертонии. У тех, кто кофе не пьет вообще, после одной-двух чашек временно повышается давление крови. А вот у тех, кто пьет кофе постоянно, ничего подобного не происходит, вероятно, из-за привыкания.
10. Кофе полезен для детей: в 1999 году были официально одобрены кофеиновые инъекции, прописываемые младенцам для стимуляции дыхания в случае его внезапной остановки.
11. При помощи кофе можно даже избежать визита к стоматологу - главное, не кладите в чашку сахар и молоко. Жареные кофейные зерна обладают некоторыми антибактериальными свойствами, способные уничтожать Streptococcus mutans - бактерию, являющуюся одной из причин образования кариеса и дырок в зубах. Кстати, это свойство кофе не имеет никакого отношения к кофеину, так что любителям кофе без кофеина нечего бояться.
Несмотря на столь впечатляющие плюсы и преимущества кофе, не стоит специально начинать его пить, особенно если ранее вы не причисляли себя к кофеманам. Кофеманам же стоит помнить, что, несмотря на то, что многие исследования говорят о пользе употребления 3 и поболее чашек в день, количество выпиваемого напитка крайне индивидуально.
Инф.sumy.ua-katalog.info
|