Причины психологического развития играют значимую роль в формировании личности. К данным факторам относят: наследственность, среду, обучение, воспитание, активность, игру и депривацию. Они действуют в комплексе, и на различных стадиях развития ребёнка имеют различные степени значимости. Причины способны оказывать как подходящее воздействие на становление личности, так и отрицательное. От того, как мы обладаем познанием о факторах психологического развития, зависит эффективность правильного осознания поступков и действий человека. В истинной статье рассмотрено два таких фактора: наследственность и среда.
Наследственность — способность организма повторять схожие типы обмена веществ и личного развития вряду поколений.
От родителей наследуются родовые признаки. К ним относятся особенности телосложения, цвет кожи, волос, глаз, строение лица, рук, наследная патология, особенности характера и задатки возможностей.
Время от времени генотип диктует «пределы» выраженности признака. Так, к примеру, воздействие наследственности на ум указывает, что гены отвечают за 50-70% контраста людей по уровню данного признака.
Существует возможность заполучить от родителей и асоциальное поведение. Но подходящая среда может свести на нет врождённые особенности и значительно снизить данный риск. Генетические факторы влияют на развитие некоторых психических заболеваний (пример, шизофрения).
Не следует забывать о том, что ребёнок вместе с генами наследует и задатки – потенциальные возможности развития. Они не являются готовыми способностями к определённому виду деятельности, однако дети, обладающие специальными задатками, достигают высоких результатов и развиваются быстрыми темпами. Такие задатки проявляются в раннем возрасте, если ребёнку предоставлены все условия.
Влияние наследственности хоть и велико, да и не бесконечно. Гены каждому человеку выпадают случайно и то, как они себя проявят, находится в зависимости от многих окружающих факторов, которые мы можем контролировать.
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные ценности. Благоприятной средой с географической точки зрения являются местности с обилием световых и водных ресурсов, флоры и фауны. Так происходит социализация биологических свойств человека.
Благоприятной социальной средой считается та, где идеи и ценности направлены на развитие творческой и инициативной личности. Социальные факторы в значительной степени определяют развитие ребёнка.
Существуют так называемые факторы преднамеренного воздействия на личность, например, строй и политика государства, школа, семья, культура и пр. Такие социальные факторы, как культура, искусство, сми и т.д. дают человеку возможность развиваться. Заметьте, что это всего лишь возможность, и она не во всех случаях обеспечивает формирование необходимых качеств личности.
Особое место среди социальных факторов занимает воспитание. Оно и является источником формирования конкретных качеств личности и способностей. Воспитание влияет на качества личности, данные природой, внося в них новое содержание и адаптируя к конкретным социальным условиям.
Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает домашняя среда. Семья определяет интересы, потребности, взгляды и ценности человека, семья создаёт определённые условия для развития задатков, в семье закладываются нравственные, моральные и социальные качества личности. Социальная и домашняя среда способны оказывать и негативное воздействие: скандалы, грубость, невежество.
Более высокий уровень психического развития ребёнка достигается там, где условия благоприятнее.